Педагогический проект

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами фетротерапии»

Сроки реализации: 2021–2023

Руководитель

педагогического проекта: Калютич Людмила Эдуардовна, заместитель директора по учебной работе

тел.: (801713) 90059

е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, до сих пор занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

В современном мире компьютерных технологий незаменимыми в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по-прежнему остаются пособия, созданные своими руками. Плюсами таких игрушек являются их экологичность, функциональность, эксклюзивность. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.

И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.

Воспитанники, имеющие особенности психофизического развития, нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью успешного освоения образовательной программы, что подразумевает использование различных дидактических игр и пособий, в том числе и изготовленных своими руками.

Все чаще и чаще на страницах Интернета мелькают игрушки, сделанные своими руками. Наибольшей популярностью среди таких игрушек пользуются пособия, игры и даже книги, сшитые из фетра.

Почему именно фетр? Фетровая игрушка способна привлечь внимание ребенка, удивить и подарить радость от игры. Это безопасный, прочный, теплый и приятный на ощупь материал, который очень удобен в использовании при изготовлении игрушек. Не нужно специально обрабатывать край игрушки, фетр не сыпется на разрезе, достаточно просто раскроить по выкройке, и при необходимости сшить детали. Иногда достаточно просто вырезать фигуры, буквы или цифры. Дидактическое пособие готово, можно играть!

Такие игрушки привлекают внимание детей, развивают фантазию, сенсорику, счет, коммуникативные навыки, мелкую моторику и что очень важно для работы с детьми этот материал яркий, нетоксичый, гиппоаллергенный, мягкий и приятный на ощупь, но в то же время очень прочный. Игры из фетра ввиду их экологичности можно использовать практически с рождения.

Такие игры можно использовать в работе с детьми среднего возраста как на подгрупповой и индивидуальной работе, так и в самостоятельной деятельности, а особенности этих игр определяют их большие развивающие возможности, и, конечно же, привлекают внимание и интерес детей. Исходя из этого, эти игры органически вписываются во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми. Для получения положительного результата, можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные съемные элементы из разных пособий или вносить новые элементы, можно привлечь музыкальное сопровождение. Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое разнообразие и количество наглядного материала используется. Правильно используемые дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой - своеобразная практическая деятельность ребёнка по освоению окружающей де. Но самым важным в фетровых игрушках является огромный потенциал для сенсорного развития ребенка. Окружающий мир входит в сознание ребенка лишь через дверь органов чувств – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Игрушки из фетра способны одновременно активизировать различные каналы восприятия ребенка, включенные в игровую деятельность:

  • кинестетический - разнообразные тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фетра (различная толщина, шероховатость, мягкость/жесткость);
  • визуальный - изучение цвета, знакомство с формой и размером с помощью фетровой игрушки;
  • аудиальный - сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью и изменением голоса (громкость, паузы, интонации).

Занятия с пособиями из фетра позволяют в игровой форме формировать различные познавательные функции - восприятие, память, внимание, речь, развивать интеллектуальные и творческие способности, мелкую моторику.

Всё это и обусловило актуальность темы исследования «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами фетротерапии.»

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью посредством использования дидактических игр из фетра.

Задачи:

  • изучить роль дидактических игр из фетра как одной из форм организации обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
  • выявить степень эффективности проведения дидактических игр из фетра и их влияние на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
  • создать систему дидактических игр из фетра, направленных на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
  • разработать систему занятий с использованием дидактических игр из фетра по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
  • оценить эффективность использования дидактических игр из фетра для развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Объект проектирования: познавательно-развивающая деятельность посредством использования дидактических игр из фетра.

Предмет проектирования: система педагогической работы по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в условиях вспомогательной школы-интерната.

Основная идея проекта

Снижение познавательной активности является основной характеристикой детей с интеллектуальной недостаточностью. Это проявляется во всех сферах психической деятельности таких дошкольников. Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью – важнейшая составная часть его общего психического развития. У таких детей опыт действий с предметами обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит дидактическая игра из фетра. Дидактическая игра из фетра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра из фетра имеет цели: обучающую (которую преследует взрослый), коррекционную (способствует развитию ребенка), игровую (ради которой действует ребенок). В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. В этих играх создаются условия, когда каждый ребенок может действовать совместно со взрослым, приобретая собственный опыт. Дидактическая игра из фетра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Ощущения и восприятие

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью чаще имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия этих детей обнаруживается в неточном распознавании близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. отсутствии выделения характерных для них частей, пропорций и др.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы, например, кошку и белку, круг и овал. Не узнают изображения предметов в усложненных условиях восприятия, например, перевёрнутыми. Нарушение пространственной ориентировки - один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальной недостаточности. Часто распознание объекта детей с недоразвитием интеллекта основано на одном-двух неспецифических признаках, дополнительных попыток проверить правильность своего решения не происходит. Исходя из выше сказанного, понятной становится мысль Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных симптомах умственной отсталости. Именно плохие ощущения и восприятия оказываются, с точки зрения Л.С. Выготского, ядерными симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления.

Внимание

Внимание как познавательный процесс обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения. Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью и нарушениями переключаемости. Проявления основных свойств внимания ребенка зависят от качественного своеобразия структуры его дефекта. Невнимательность детей с недоразвитием интеллекта в определённой мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать, не отвлекаясь.

Память

Память как познавательный процесс заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Память детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью развита очень слабо. Объем запоминаемого детьми материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Дети с недоразвитием познавательной деятельности усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя пользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Причина замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроется, прежде всего, в свойствах нервных процессов детей. Помимо перечисленных недостатков памяти детей с недоразвитием интеллекта (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Воспроизведение детьми с интеллектуальной недостаточностью запоминавшегося материала зависит от степени его конкретности. Конкретный материал запоминался лучше, чем более абстрактный. Слабость целенаправленной деятельности детей с недоразвитием интеллекта выражается и в том, что они не умеют припоминать заученный материал. Представления детей с недоразвитием интеллекта о предметах и явлениях окружающего мира зачастую бедны, неточны, а в ряде случаев являются искаженными. С течением времени они изменяются: теряют специфические черты, уподобляются друг другу или хорошо знакомым объектам. Это в конечном итоге резко снижает темпы и качество обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Мышление

Мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности, обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность. У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Из-за дефектов восприятия ребенок накапливает чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи – лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.

Мышление детей с недоразвитием интеллекта формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Они очень отличаются от здоровых детей большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Дети с недоразвитием интеллекта воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. Характеризуя мышление детей с интеллектуальной недостаточностью, следует отметить стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому применение уже имеющихся знаний в новых условиях вызывает у детей с недоразвитием интеллекта затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению заданий.

Речь

Речь у ребенка с нарушением в развитии скудна и неправильна. Становление речи ребенка с недоразвитием интеллекта осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее выражено вступает в эмоциональный контакт с матерью. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, устанавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи. Детям с недоразвитием интеллекта плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Эти дети не умеют связно высказывать свои предложения или просьбы. Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни разумно ответить на заданный вопрос. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам. При интеллектуальной недостаточности недоразвитие речи и конкретность мышления детей взаимосвязаны и взаимозависимы. Оба эти явления возникают как следствие нарушения нервных процессов. В то же время, будучи оба следствиями, эти два явления взаимообуславливают друг друга: недоразвитие речи ограничивает дальнейшее умственное развитие ребёнка, а затруднённость обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом. Иными словами, дефекты мышления и речи взаимно усугубляют друг друга. Речевое недоразвитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью носит системный характер. Это приводит к тому, что речь даже к концу дошкольного детства не выполняет у детей с интеллектуальной недостаточностью своих основных функций: коммуникативную и регулирующую.

Структура проекта состоит из следующих компонентов:

1 компонент – системное применение дидактических игр из фетра на учебных занятиях по различным образовательным областям;

2 компонент – применение дидактических игр из фетра на коррекционно-развивающих занятиях;

3 компонент – применение дидактических игр из фетра и игровых упражнений в работе воспитателя.

Работа с детьми будет построена по следующим направлениям:

26 04 2022 4

Предполагаемый общий результат

-использование в содержании занятий элементов игровой деятельности позволит обеспечить благоприятный эмоциональный фон, поддержать интерес на протяжении всего занятия;

-созданные условия будут способствовать развитию познавательной активности детей, достижению оптимального уровня овладения детьми основной общеобразовательной программой по всем образовательным областям, положительной мотивации;

-разработка методических материалов для педагогов позволит повысить результативность всего образовательного процесса.

Прогнозируются следующие результаты:

  1. Для воспитанников:
  • регулярная работа с детьми способствует развитию внимания, памяти у ребенка и умение работать по образцу;
  • использование дидактических игр из фетра в процессе занятия поможет расширить, поддержать и развить в ребенке интерес к образовательной деятельности;
  • позволит сформировать у ребёнка активное отношение к содержанию деятельности;
  1. Для учреждения образования:
  • популяризация учреждения образования;
  • совершенствование психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса;
  • расширение круга сотрудничества с учреждениями спецобразования;

Факторы риска:

  • отсутствие мотивации;
  • психоэмоциональное состояние детей.

Всё это может негативно сказаться на результатах реализуемого проекта.

Критерии и показатели эффективной реализации проекта:

Для педагогов:

Критерии

Показатели

Методики определения

Повышение качества образовательного процесса и его результат

- Положительная динамика достижений учащихся по образовательным областям;

- Улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий.

Педагогическое наблюдение, осуществляемое на занятиях по различным образовательным областям

Для воспитанников:

Критерии

Показатели

Методики определения

Уровень познавательной активности

Высокий уровень: характеризуется наличием позитивного отношения и устойчивого интереса к поисковой деятельности; проявлением инициативы и самостоятельности при решении поисковых задач; умением осознанно определять и осуществлять адекватные поисковые действия практического и мыслительного характера, приводящие к установление всей системы взаимосвязей в проблемной ситуации; умением осуществлять целенаправленную поисковую деятельность с максимальной опорой на имеющиеся знания и опыт; доводить начатое дело до конца. Усвоение материала хорошее, но не проявляется самостоятельность в рассуждениях и деятельности; знакомство с новым вызывает оживление, поэтому внешняя активность, в основном, высокая.

Средний уровень: характеризуется ситуативно-неустойчивым проявлением позитивного отношения и интереса к поисковой деятельности; умением решать поисковые задачи и осуществлять целенаправленную поисковую деятельности только под руководством взрослого и при недостаточной опоре на имеющиеся знания и опыт; поисковыми действиями, имеющими характер непоследовательных, хаотичных проб, приводящих к выделению отдельных функциональных связей проблемной ситуации. Неустойчивый, ситуативный познавательный интерес в положительных эмоциональных реакциях не только на новый фактический, теоретический материал, но и на способ решения новой задачи, с которой они сталкиваются; активность проявляется преимущественно лишь в сотрудничестве со взрослым или под его непосредственным контролем.

Низкий уровень: характеризуется отсутствием положительного отношения и интереса к поисковой деятельности; отсутствием инициативы и самостоятельности в овладении знаниями; неспособностью решать поисковые задачи, используя приобретенные знания и опыт, и осуществлять целенаправленную поисковую деятельность даже с помощью взрослого; поисковыми действиями, имеющими характер отдельных проб, не выявляющими функциональные взаимозависимости проблемной ситуации. Периодически возникают положительные эмоциональные реакции на новизну в отношении фактического, конкретного материала, иногда и собственно познавательного, теоретического; ребенок задает вопросы, касающиеся этого материала, однако интерес его неустойчив, быстро теряется; работа часто не доводится до конца.

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой воспитанников

Проектные продукты:

Сценарии проведения образовательных мероприятий для воспитанников, раздаточный материал.

Дидактические игры из фетра.

Каталог дидактических игр из фетра по направлениям развития познавательных процессов.

Литература

  1. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст) : учеб. пособие / Л. А. Венгер. – М. : Академия, 2009. – 230 с.
  2. Былино, М. В. Использование игровых приемов в формировании чувственной основы у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Дэфекталогiя. – 2004. – № 5. – С. 39–44.
  3. Колоцця, Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение / Д. А. Колоцця. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 174 с.
  4. Набойкина, Е. Л. Игра как средство эмоционального развития // Дэфекталогiя. – 2006. – № 2. – С. 28–34.
Прочитано 96 раз Последнее изменение 26.04.2022
Оцените материал
(0 голосов)